О знал бы я что так бывает стих


/ Просмотров: 93362

 

Борис Пастернак "О, знал бы я, что так бывает"

 

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью – убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далеко,
Так робок первый интерес.

Но старость – это Рим, который
Взамен турусов и колес
Не читки требует с актера,
А полной гибели всерьез.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

1932

Анализ стихотворения Бориса Пастернака "О, знал бы я, что так бывает"

 

Автор стихотворения "О, знал бы я, что так бывает” размышляет о призвании поэта, его назначении. Стихотворение начинается с монолога – воспоминания героя, на что указывает местоимение  "я” в I и II строфах:

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью- убивают,
Нахлынут горлом и убьют!
От шуток с этой подоплекой
Я б отказался наотрез.
Начало было так далёко,
так робок первый интерес.

Первые слова стихотворения "О, знал бы я, что так бывает…” говорят о том, что лирический герой понимает, к чему может привести дар поэта, но это осознание приходит только с жизненным опытом: "начало было так далеко, так робок первый интерес”. В этих словах звучат сомнение, боль. После чтения I и II строф я понимаю, что поэзия, взамен поэтического дара, требует поэта, о чём говорят слова - "что строчки с кровью – убивают, нахлынут горлом и убьют!”. Первая строфа свидетельствует об эмоциональности, наполненности чувствами стихотворения. Употребление инверсии (II строфа) позволяет выделить те слова, которые выражают суть авторской позиции "он шуток с этой подоплекой я б отказался наотрез”. Авторский знак – тире в I строфе:

О, знал бы я, что так бывает,
Когда пускался на дебют,
Что строчки с кровью- убивают,
Нахлынут горлом и убьют!

вносит объяснительную интонацию. За тире следуют однородные сказуемые "убивают, нахлынут и убьют”. Что интересно: первые два сказуемых несовершенного вида, а убьют- совершенного. Эти слова – глаголы находятся под сильным логическим ударением. Однородные члены сближены ещё и на звуковом уровне. Строки "начало было так далеко, так робок первый интерес” передают, с одной стороны, неуверенность, сильное волнение, с другой стороны, возможно, путь лирического героя в непредсказуемое время. Язык меняется от строфы к строфе, отражая переход от одного этапа жизни к другому. В третьей строфе  ключевым словом является "Рим”. Это слово – символ не только духовной красоты, но и кровавой жестокости. Именно в Риме были бои гладиаторов, которые заканчивались гибелью рабов. " Но старость – это  Рим”… превратилось в метафору. Противительный союз "но”, с которого начинается III строфа, помогает понять, что в одном человеке сочетаются жизнь и смерть. В словах III строфы:

Но старость – это Рим, который
Взамен турусов и колёс
Не читки требует с актёра,
А полной гибели всерьёз

повторяется звук "р” (аллитерация), что подчёркивает трагичность и возвышенность слов. В этой строфе появляется важный для понимания смысла стихотворения образ актёра. Четвёртая строфа несёт главный смысл стихотворения. С образом актёра связан образ сцены в метафорическом смысле. Рифмуясь, слова "чувство” и "искусство” подчёркивают противоположность искусства жизни. А рифма "судьба” и "раба” делает эти понятия тоже противоположными. Предназначение поэта в том, говорит автор, чтобы поставить в один ряд с такие понятия, как "почва” и "судьба”. Автор использует к слову "кончается” слово-антоним "дышит”, т. е. живёт. Всё связано с поисками "почвы” и "судьбы”, образа жизни.

Интересны синтаксические конструкции в стихотворении. I, III и IV строфы представляют сложные предложения с анафорически построенными придаточными: I строфа – "когда пускался на дебют”; IV строфа "когда строку диктует чувство”, в III строфе – придаточное определительное.
 II строфа состоит из двух простых предложений. Но так и хочется между ними поставить союз "но”, указывающий на противопоставление.

Глагол с местоимением "я” употреблен два раза: "знал бы я”, " я б отказался”, что говорит о возможных действиях самого героя. Всё остальное, что происходит, вне его воли. Однотипность синтаксического строя и инверсия о знал бы я что так бывает стих позволяют автору подчеркнуть драматичность переживаемого лирическим героем.
В I и II строфах используются глаголы прошедшего времени, а в III и IV –настоящего времени. Таким образом создаётся разная временная ориентация композиционных частей: для I строфы важны настоящее и пошедшее, для III и IV –настоящее и будущее. Текст состоит из двух равных по объёму композиционных частей, на характер связей между которыми указывает вынесенный в начало III строфы союз "но”. Он обладает особой смысловой и стилистической значимостью, так как подчёркивает основной структурный принцип стихотворения – противопоставление. I, II и III строфы содержат закрытые рифмы, а  IV строфа – открытые. Большинство лексических единиц говорит о психологическом состоянии героя: "робок первый интерес”, "я б отказался наотрез”, "O, знал бы я, что так бывает, когда пускался на дебют…”. Использование автором таких слов, как "убивают, убьют, полная гибель, кончается искусство” – подчёркивает драматизм, напряжённый труд поэта, который может привести его к гибели.

Экспрессия достигается за счёт того, что в стихотворении объединены разные по стилистической окраске слова: читка - близкое к разговорному стилю; дебют – книжный стиль; пускался – просторечное; почва, судьба – народно-поэтический. Стихотворение построено так, что в каждой его строфе используется слово, связанное с одной тематикой – творчеством поэта.
Интересна строфика стихотворения. Она содержит 4 строфы по 4 строки каждая с основным видом рифмовки – перекрёстной. Рифма имеет такую схему: женская – мужская – женская – мужская  (бывает – дебют - убивают – убьют). Итак в каждой строфе. Мотив жертвы, на которую может пойти лирический герой, звучит в IV строфе:

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцены шлёт раба,
И тут кончается искусство,
И дышит почва и душа.

Пастернак в небольшом стихотворении показал, как личные переживания  поэта переплетаются с размышлениями о назначении поэзии. Лирический герой приблизился к истине, поэтому путь его опасный и неизведанный. Последнюю строфу в стихотворении можно назвать
афоризмом:

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцены шлёт раба,
И тут кончается искусство,
И дышит почва и душа.


Источник: http://sayt-drona.ucoz.ru/publ/sochinenija/analiz_stikhotvoreniya/pasternak_analiz_stikhotvorenija_o_znal_by_ja_chto_tak_byvaet/19-1-0-25



Рекомендуем посмотреть ещё:


Закрыть ... [X]

«О, знал бы я, что так бывает» Б.Пастернак Плакат детские в школу

О знал бы я что так бывает стих О знал бы я что так бывает стих О знал бы я что так бывает стих О знал бы я что так бывает стих О знал бы я что так бывает стих О знал бы я что так бывает стих

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ